Николай Анатольевич Окладников 

Российские Колубмы: Мезенские полярные мореходы и землепроходцы (XVI – начало ХХ века)

 

 

От автора

Напрасно строгая природа

От нас скрывает место входа

С брегов вечерних на восток.

Я вижу умными очами:

Колумб Российский между льдами

Спешит и презирает рок.

М.В. Ломоносов

 

Основание в низовьях реки Мезени Окладникой слободы (с 1780 года город Мезень) было связано с началом плавания поморов вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Для жителей Мезенского края земледелие теряло смысл: холодный климат приводил к частым неурожаям и обрекал на постоянную борьбу с голодом. Море становилось «полем». Морские главными занятиями для мезенских поморов в XVI веке.

Освоив промыслы на морском побережье, в конце XVI – начале XVII века мезенские поморы проникли на арктические острова: Новую Землю, Шпицберген, Колгуев, Вайгач – и явились пионерами их освоения, ходили также для промыслов в Югорский Шар и Карское море.

На рубеже XVI – XVII столетий большую популярность среди поморов получил «мангазейский морской ход» – «путь морем-океаном, мимо Пустозерский острог» в Обскую губу и в Мангазер. Этот путь был известен поморам с XVI века.

Мезень была своего рода географическим центром на скрещении волоковых и морских дорог и сыграла важную роль по связи Руси с Сибирью. Отважные мезенские мореходы были первооткрывателями морского пути в Обскую губу, в Мангазею и на Енисей. Подтверждение этому находил в жалованной грамоте Бориса годунова 1600 года, которой пинежанам и мезенцам было разрешено «ходить морем в Мангазею и Обью рекою на Таз и на Пур и на Енисей и с местными жителями торговать повольно», а мезенец Иван Угрюмов заслужил хвалу Годунова «за частые поездки в Мангазею».

Двигаясь «встречь солнца» – на восток, мезенские промышленные и торговые люди в XVII веке продвинулись к устьям сибирскиз рек Пясины, Хатанги, лены, Яны, Индигирки, Колымы и, двигаясь далее на восток, достигли пролива между Азией и Америкой. В 1648 году мезенские мореходы на кочах участвовали в морском походе Семена Дежнева и Федота Алексеева от устья реки Колымы до Чукотского полуострова, в результате которого был открыт пролив между Азией и Америкой, названный впоследствии Беринговым. В XVII веке промысловые поездки в Сибирь стали для мезенцев обычным явлением. Нередко из семьи выезжали на промыслы два-три человека. Многие жители Мезенского уезда, совершавшие походы за Урал к устью сибирских рек, осели в созданных с их участием городах и зимовьях, превратившихся в постоянные поселения северной полосы Азиатского континента. В XVII – начале XVIII века сюда перебрались на постоянное жительство с семьями многие из Мезенского уезда, «сошедшие в Сибирь з женами и з детьми от хлебного недороду» и от чрезмерных налогов и податей. Таким образом мезенцы явились активными участниками освоения и заселения Сибири.

Веками накопленный опыт полярного мореплавания, передаваемое по наследству знание морского побережья, полярных островов и особенностей плавания в суровых арктических условиях, смелость, физическая выносливость, оптимизм, чувство товарищества и взаимопомощи сделали из мезенских мореходов незаменимых помощников научных экспедиций.

В 1734-1737 годах мезенские мореходы-промышленники были участниками Двинско-Обского отряда Великой Северной экспедиции, задачей которой было пройти проливом Югорский Шар, выйти в Карское море, обогнуть полуостров Ямал, произвести картографические работы и описание тех мест.

Неувядаемой славой покрыли себя четверо мезенских мореходов-промышленников – Алексей и Хрисанф Иньковы, Степан Шарапов и Федор Веригин, – проживших на острове Эдж архипелага Шпицберген 6 лет и 3 месяца в 1743-1749 годах. Их подвиг был описан проживавшим в то время в России французским Ле Руа в книге «Приключения четырех российских матросов, к острову Шпицбергену бурей принесенных». Книга впервые была издана на французском языке в 1766 году, была переведена на многие языки мира. На русском языке появилась в 1772 году и переиздавалась четыре раза, последний – в 1975 году.

Высоко ценил опыт мезенских мореходов М.В. Ломоносов, признавая их «способнейшими к северному мореплаванию». По его рекомендации шесть мезенских мореходов были включены в состав экспедиции В.Я. Чичагова (1765-1766 гг.), имевшей целью пройти Северным Ледовитым океаном до Камчатки. Отважные плавания мезенских мореходов восхищали Ф.П. Литке, П.К. Пахтусова, А.К. Цивольку, М.Ф. Рейнеке и других исследователей Арктики, неизменными помощниками которых были  мезенские мореходы.

Славный след в истории полярных экспедиций оставили мезенские мореходы и на рубеже XIX и XX веков. Они участвовали во многих экспедициях: в 1895 году – в экспедиции академика Ф.Н. Чернышева на Новую Землю; в 1898 году – в Новоземельской экспедиции О.В. Баклунда и Б.Б. Голицына; в 1900-1901 годах в экспедиции Академии наук под руководством  академика Ф.Н. Чернышева по высокоградусному измерению на островах архипелага Шпицберген; в 1903 году под руководством полярного исследователя лейтенанта А.В. Колчака – в поисках экспедиции Эдуарда Толля. Имена мезенских мореходов увековечены на карте Арктики.

Сведения о мезенских мореходах и землепроходцах разбросаны в различных изданиях по истории Русского Севера. Особого внимания заслуживают труды известных историков и исследователей Севера В.В. Крестинина, С.В. Бахрушина, И.И. Лепехина, Ф.П. Литке, В.Ю. Визе, Н.Н. Зубова, М.И. Белова, А.П. Окладникова, А.А. Преображенского, В.А. Александрова, П.А. Колесникова, В.Н. Булатова, О.В. Овсянникова, С.В. Попова и др. Публиковались очерки краеведов С.А. Селезнева, А.И. Минкина, В.И. минкина, Н.В. Шульгина, архангельского историка Р.А. Ханталина, журналистов С.Н. Доморощенова, В.И. Дранникова и др. На многие факты опирались писатели С.В. Максимов, Б.В. Шергин, С.Н. Марков, К.С. Бадигин, В.В. Личутин, В.С. Маслов.

Результатом изучения архивных материалов, имеющихся публикаций явилась книга – «Российские колумбы: Мезенские полярные мореходы и землепроходцы XVI – начало ХХ века)», которую представляю читателям.

 

ГЛАВА I

МОРСКИЕ ЗВЕРИНЫЕ

ПРОМЫСЛЫ В АРКТИКЕ

 

НА НОВОЙ ЗЕМЛЕ И ШПИЦБЕРГЕНЕ

 

Жители прибрежных районов Белого и Баренцева морей – поморы издавна ходили для промыслов на Новую Землю и Шпицберген. Уже в XVI веке они имели на этих арктических островах постоянные становища, в которых нередко оставались на долгую зиму. Первые достоверные сведения о посещении поморами архипелага Новая Земля, называемого островом, относятся к началу XVI века. Так, в 1553 году англичане отправили свою знаменитую экспедицию для отыскания Северо-Восточного прохода в Китай под руководством известного английского мореплавателя Хью Уиллоуби. Во время этого путешествия 14 августа 1553 года англичане впервые увидели Новую Землю. Спущенный с судна бот из-за мелководья и большого количества льда не смог подойти к берегу, и англичане наблюдали Новую Землю со своих судов. «Место было необитаемо, – записал в своем дневнике руководитель экспедиции, – но нам показалось по крестам и другим признакам, что люди бывали здесь». По утверждению Уиллоуби, земля эта находилась на широте 72 градуса. Если Уиллоуби правильно определил широту, то англичане коснулись гусиной Земли – юго-западного выступа Новой Земли, уже давно посещаемой русскими.

В 1556 году для поисков северо-восточного прохода в Китай англичане направили новую экспедицию под руководством английского мореплавателя Стивена Барроу. По сообщению Барроу, 9 июня они вошли в устье реки Колы. «Пока мы стояли на этой реке, – пишет Барроу, – мы ежедневно видели, как по ней спускалось много рус-

 

Мезенские робинзоны

В 1748 году северные промыслы оказались в руках Петра Ивановича Шувалова. Архангельскую контору возглавил Вернизобер, при этом никого из русских груманландские промыслы не обогатили.

Основной китовый промысел в западных водах вели европейские страны, а русские поморы промышляли моржа, тюленя, белого медведя, северного леня и песца на восточном Шпицберогене. Кит здесь встречался редко, и у русских не было навыков китовой охоты. По документам, в 1739 году жители Мезени отправили в Архангельск 739 бочек топленого сала.

Промысел в полярных водах требовал большого мужества. Далеко не все плавания проходили удачно. Неувядаемой славой покрыли себя четверо мезенских промышленников, безвыездно проживших на студеном Шпицбергене 6 лет и 3 месяца (с 1643 по 1649 годы). Их подвиг был оценен, и не только в россии. О них были написаны книги. Рассказы Ле-Руа «Приключения четырех российских матросов, к острову шпицбергену бурею принесенных» выдержали ряд переизданий и переведены на многие языки. Зиновий Давыдов написал детскую книгу «Беруны». Неоднократно писал о поморах М.И. Белов. Сюжет лег в основу советского кинофильма «Океан – море струденое» (сценарий К. Бадигина и В. Кренса, режиссер – Ю. Егоров, в главной роли снялся Николай Крючков). Но лишь в конце ХХ столетия профессору М.И. Белову удалось установить настоящие имена смельчаков, получавших в каждой публикации разные звучания. Их звали Алексей и Хрисанф Инковы, Степан Шарапов и Федор Веригин. Упоминания о знаменитых земляках хранят документы Архангельского областного архива.

Вот что удалось подтвердить документально. Не по доброй воле, а после гибели судна, принадлежащего Еремею Окладникову, на столь долгий срок остались мезенцы на необитаемом острове. Они не пали духом и проявили исключительную волю к жизни. В экстремальных условиях, лишенные самого необходимого (оружия, инструмента, посуды, одежды и всего того, без чего, казалось бы, нормальный человек не мог бы прожить и несколько месяцев) они не только выстояли, но и не переставали заниматься делом, ради которого вышли в море, – промыслом. Рогатиной били белых медведей. Стрелой били дикого оленя. Самодельными ловушками ловили песца. Причем событие это, благодаря сочинению Ле-Руа взбудоражившее всю Европу, осталось почти незамеченным в самой Мезени, где подобные приключения были «за обычай».

В те же годы 12 мезенских поморов, потерпевших крушение своего коча, оказались на крохотном острове в баренцевом море. Большинство из них были уроженцами Лампожни. Спасло их голландское судно, доставившее мезенцев в амстердам, – этот случай описал известный историк С.М. Соловьев в своей многотомной «Истории России с древнейших времен».

А вот еще один случай: «Его высокографское сиятельство господин генерал фельтцейместер и разных орденов кавалер» граф Петр Иванович Шувалов направил из своей Архангелогородской промысловой конторы в 1759 году два судна  на Грумант «для сальных и звериных моржевых промыслов».

Одно из двух судов принадлежало мезенцу Ивану Мелехову, другое – выгорецкому раскольнику Амосу Корнилову. Суда были раздавлены льдами, а работных людей в малых карбасах «замело бурею в дацкую землю Финмаркен на пустой остров». Оттуда 11 мезенцев и 4 человека с другого судна были «спасены, одеты, снабжены провиантом и судном», на котором все благополучно возвратились домой. За спасение людей и понесенные при этом расходы Ивану Мелехову и Амосу Корнилову пришлось переправить спасателям через ревельских купцов 217 рублей 52 копейки.

Но не все злоключения заканчивались благополучно. В 1790 году на новоземельских промыслах по неизвестной причине погибли две группы мезенских промышленников: пропали 18 человек из окладниковой слободки и 14 человек – из Кузнецовой.

«Потонули и померли в зимовье без  отпевания», – сделал запись в церковной книге Кузнецовослободской церкви священник Иван Федоров.

Вторая запись гласит: «Погребены без надлежащего надгробного священнического отпевания, будучи на Новой Земле за промыслом оставшимися своими сотоварищами»; сделал ее в том же году священник Мезенского Богоявленского собора (см. Приложение № 3).

Мезень теряла своих мужиков не только в море. Петр гнал северян, в их числе и мезенцев, на строительство кораблей в Архангельск ии  Санкт-Петербург. Многих согнали на строительство Двинской крепости, отправили на лапландские горные заводы, забрали в армию и флот. И везде людские потери были огромны. Более сотни лет после этих «призывов» поморский берег не мог прийти в себя. Проведенные переписи населения показали существенное преобладание женского населения над мужским. Характерна эта картина и для Мезени.

Об исключительном значении морских промыслов для жителей приморского города красноречиво говорит Именной список города мезени за 1791 год; приводим его полностью с сохранением орфографии. Итак:

«Именной Список города мезени жителям, упражняющимся в водоходстве на промышленных и купецких судах и самим судохозяевам, а кто оные, значит под сим:

Кормчие, имеющие отлучку на судах по морю к островам Новой Земли и прочим таковым же для промыслов звериных

  1. Авдей Протопопов
  2. Михайло Артемьев Ванюков
  3. Степан Иглин
  4. Андрей Иньков
  5. Никифор Панфилов
  6. Иван Серков
  7. Григорий Калинин
  8. Дмитрий Фокин
  9. Федор Мелехов
  10. Иван Политов
  11. Семен Никитин Еремин                                  Отлучились в

При означенных кормчих                                       зимовский путь

бывает судовые служители,                                   до будущего

а по общему названию рядовые                            лета на судах

  1. Ивана Политова сын малолетний Иван
  2. Никифор Сыромятников
  3. Семен Баикин большой
  4. Степан Петров Коткин
  5. Панфил Ханзин
  6. Иван Алексеев Веригин малой
  7. Евтихей Барахматов
  8. Емельян Вараксин
  9. Ульян Окладников
  10. Иван Дементьев Фокин
  11. Василий Григорьев Панфилов
  12. Филимон Качков
  13. Алексей Федоров Наумов
  14. Михайло Окладников
  15. Иван Афонасьев Петелин
  16. Семен Фролов Шумов
  17. Никита Семенов Шумов
  18. Василей Терентьев
  19. Кеприян Казаков
  20. Николай Куренгин
  21. Матвей Данилов Коткин
  22. Федор Дмитриев Личутин
  23. Фадей сын его Личутин
  24. Николай Антипин
  25. Осип Минькин
  26. Иван Алексеев Жданов
  27. Павел Иньков
  28. Андрей Кошкин       Кормчие в отлучке до
  29. Еким Кузиков           нынешнего лета

На острове Колгуеве в больших карбасах:

  1. Кормчей Петр Куренгин
  2. При нем бывает в услужении сын Василий и ясашные самоеды на Канин Нос в посредственных некрытых карбасах в осеннее время случается

Кормчие:

  1. Федор Вараксин
  2. Иван Перфильев Личутин
  3. Петр Окладников
  4. Федор Антипин
  5. Трофим Клюев

При них бывают в услужении:

  1. Иван Вараксин
  2. Николай Левшев
  3. Андрей Личутин
  4. Иван Феоклистов Коткин
  5. Михайло
  6. Иван Антипины
  7. Яков Ружников
  8. Иван Барышников
  9. Никифор Ружников
  10. Михайло Куренгин

Не в отдаленном от города расстоянии для белужьего промысла в вешное время случается в корбасах

Кормчие:

  1. Алексей Окладников
  2. Семен Лукин Вараксин
  3. Василей Лукин

При них служители:

  1. Петр Вырубов
  2. Иван Никифоров Ханзин
  3. Петр Алексеев Чуркин
  4. Дмитрий Фомин Личутин
  5. Алексей Иванов Котькин
  6. Алексей Калинин
  7. Андрей Личутин
  8. Павел быков

На мореходных купеческих судах наймом в Архангельск и обратно

Кормчие:

  1. Иван Личутин
  2. Алексей Откупщиков
  3. Тимофей Бараков
  4. Семен Ушаков
  5. Василей Куренгин
  6. Федор Еремин
  7. Федор Рогачев
  8. Афанасий Мясников

При них бывают рядовыми служителями:

  1. Семен Афонасьев
  2. Семен Прокопьев Ваниковы
  3. Петр Шишев
  4. Андрей Мясников
  5. Илья Котькин
  6. Стахей Тихонов
  7. Василий Марков
  8. Матвей Личутин
  9. Петр Кошкин
  10. Алексей Олупкин
  11. Матвей
  12. Василий Фокины
  13. Федор Сопочкин
  14. Иван Еремин
  15. Артемий Лочехин
  16. Максим Личутин
  17. Елисей Иньков

Имеющие отлучку на небольших судах некрытых карбасах в вешнее время для рыбного промыслу самоуправители и служители:

  1. Федор Сергеев
  2. Иван Таранин
  3. Иван Мясников
  4. Дорофей
  5. Григорий Ханзины
  6. Иван Плахин
  7. Гаврило
  8. Алексей Шишевы
  9. Василий Ванюков
  10. Потап Дружинин
  11. Алексей Чуркин
  12. Петр Калинин
  13. Алексей Шишев
  14. Яков Калинин
  15. Дмитрий
  16. Петр Вараксины
  17. Яков Мелехов
  18. Алексей Антипин
  19. Иван Вараксин
  20. Евдоким Клобуков
  21. Фофан Вараксин
  22. Андрей Котькин
  23. Семен Баикин Малой
  24. Лука Окладников
  25. 107. Емельян Мясников
  26. Алексей Дедеулев
  27. Прокопий Яковлев Рогачев
  28. Евдоким Личутин
  29. Дмитрий Клобуков
  30. Прокопий
  31. Иван Личутины
  32. Еким
  33. Иван Куренгины
  34. Василий Рогачев
  35. Кондратий Терентьев
  36. Филип Лыбашев
  37. Дмитрий Иньков
  38. Николай Ушаков
  39. Василий
  40. Иван
  41. Емельян Иньковы
  42. Степан Олупкин
  43. Андрей Окладников
  44. Иван Ушаков
  45. Иван Корепанов
  46. Исак Ярцев
  47. Афанасий Привалов
  48. Алексей
  49. Козма
  50. Максим Рогачевы
  51. Андрей Галахтионов
  52. Емельян Шумов
  53. Алексей Шадрин
  54. Василий Челаков
  55. Яков Еремин
  56. Еким
  57. Михайло Барановы
  58. Филип Кузиков
  59. Иван Семенов Фокин
  60. Афанасий Панфилов
  61. Иван Еремин
  62. Дмитрий Попов
  63. Ефим Палехов
  64. Антон Гололобов
  65. Петр Шумов
  66. Арметий Олупкин
  67. Никифор Вараксин
  68. Емельян Личутин
  69. Василей Панагеин».

Этот внушительный перечень внесен в рапорт мезенского городничего Петлина. Рапорт был направлен в 1791 году правителю Архангельского наместничества генерал-поручику Ливену.

В другом списке названы имена «Мезенской окргуи крестьян», отлучившихся в том же 11791 году «для звериных сальных промыслов». Таковых названо тоже немало – 125 человек.

По свидетельству академика Ивана лепехина, в 1772 году на Мезени было 10 мореходных судов. Их имели:

 

купцы: Ефрем Ружников – 2

Василий Шестаков – 1

Федот Попов – 1

мещане: Михайло Личутин – 2

Алексей Откупщиков – 1

Вдова Андрея Шнярова – 1

Иван Митрохин – 1.

В 1784 году у жителей города было восемь судов, по одному у купцов Ивана Протопопова, Фомы Калинина, Алексея Откупщикова, Ивана Феклистова, Ивана Личутина, Ефрема Шадрина и Михаила Личутина.

 

Comments are closed