Николай Анатольевич Окладников
Российские Колубмы: Мезенские полярные мореходы и землепроходцы (XVI – начало ХХ века)
От автора
Напрасно строгая природа
От нас скрывает место входа
С брегов вечерних на восток.
Я вижу умными очами:
Колумб Российский между льдами
Спешит и презирает рок.
М.В. Ломоносов
Основание в низовьях реки Мезени Окладникой слободы (с 1780 года город Мезень) было связано с началом плавания поморов вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Для жителей Мезенского края земледелие теряло смысл: холодный климат приводил к частым неурожаям и обрекал на постоянную борьбу с голодом. Море становилось «полем». Морские главными занятиями для мезенских поморов в XVI веке.
Освоив промыслы на морском побережье, в конце XVI – начале XVII века мезенские поморы проникли на арктические острова: Новую Землю, Шпицберген, Колгуев, Вайгач – и явились пионерами их освоения, ходили также для промыслов в Югорский Шар и Карское море.
На рубеже XVI – XVII столетий большую популярность среди поморов получил «мангазейский морской ход» – «путь морем-океаном, мимо Пустозерский острог» в Обскую губу и в Мангазер. Этот путь был известен поморам с XVI века.
Мезень была своего рода географическим центром на скрещении волоковых и морских дорог и сыграла важную роль по связи Руси с Сибирью. Отважные мезенские мореходы были первооткрывателями морского пути в Обскую губу, в Мангазею и на Енисей. Подтверждение этому находил в жалованной грамоте Бориса годунова 1600 года, которой пинежанам и мезенцам было разрешено «ходить морем в Мангазею и Обью рекою на Таз и на Пур и на Енисей и с местными жителями торговать повольно», а мезенец Иван Угрюмов заслужил хвалу Годунова «за частые поездки в Мангазею».
Двигаясь «встречь солнца» – на восток, мезенские промышленные и торговые люди в XVII веке продвинулись к устьям сибирскиз рек Пясины, Хатанги, лены, Яны, Индигирки, Колымы и, двигаясь далее на восток, достигли пролива между Азией и Америкой. В 1648 году мезенские мореходы на кочах участвовали в морском походе Семена Дежнева и Федота Алексеева от устья реки Колымы до Чукотского полуострова, в результате которого был открыт пролив между Азией и Америкой, названный впоследствии Беринговым. В XVII веке промысловые поездки в Сибирь стали для мезенцев обычным явлением. Нередко из семьи выезжали на промыслы два-три человека. Многие жители Мезенского уезда, совершавшие походы за Урал к устью сибирских рек, осели в созданных с их участием городах и зимовьях, превратившихся в постоянные поселения северной полосы Азиатского континента. В XVII – начале XVIII века сюда перебрались на постоянное жительство с семьями многие из Мезенского уезда, «сошедшие в Сибирь з женами и з детьми от хлебного недороду» и от чрезмерных налогов и податей. Таким образом мезенцы явились активными участниками освоения и заселения Сибири.
Веками накопленный опыт полярного мореплавания, передаваемое по наследству знание морского побережья, полярных островов и особенностей плавания в суровых арктических условиях, смелость, физическая выносливость, оптимизм, чувство товарищества и взаимопомощи сделали из мезенских мореходов незаменимых помощников научных экспедиций.
В 1734-1737 годах мезенские мореходы-промышленники были участниками Двинско-Обского отряда Великой Северной экспедиции, задачей которой было пройти проливом Югорский Шар, выйти в Карское море, обогнуть полуостров Ямал, произвести картографические работы и описание тех мест.
Неувядаемой славой покрыли себя четверо мезенских мореходов-промышленников – Алексей и Хрисанф Иньковы, Степан Шарапов и Федор Веригин, – проживших на острове Эдж архипелага Шпицберген 6 лет и 3 месяца в 1743-1749 годах. Их подвиг был описан проживавшим в то время в России французским Ле Руа в книге «Приключения четырех российских матросов, к острову Шпицбергену бурей принесенных». Книга впервые была издана на французском языке в 1766 году, была переведена на многие языки мира. На русском языке появилась в 1772 году и переиздавалась четыре раза, последний – в 1975 году.
Высоко ценил опыт мезенских мореходов М.В. Ломоносов, признавая их «способнейшими к северному мореплаванию». По его рекомендации шесть мезенских мореходов были включены в состав экспедиции В.Я. Чичагова (1765-1766 гг.), имевшей целью пройти Северным Ледовитым океаном до Камчатки. Отважные плавания мезенских мореходов восхищали Ф.П. Литке, П.К. Пахтусова, А.К. Цивольку, М.Ф. Рейнеке и других исследователей Арктики, неизменными помощниками которых были мезенские мореходы.
Славный след в истории полярных экспедиций оставили мезенские мореходы и на рубеже XIX и XX веков. Они участвовали во многих экспедициях: в 1895 году – в экспедиции академика Ф.Н. Чернышева на Новую Землю; в 1898 году – в Новоземельской экспедиции О.В. Баклунда и Б.Б. Голицына; в 1900-1901 годах в экспедиции Академии наук под руководством академика Ф.Н. Чернышева по высокоградусному измерению на островах архипелага Шпицберген; в 1903 году под руководством полярного исследователя лейтенанта А.В. Колчака – в поисках экспедиции Эдуарда Толля. Имена мезенских мореходов увековечены на карте Арктики.
Сведения о мезенских мореходах и землепроходцах разбросаны в различных изданиях по истории Русского Севера. Особого внимания заслуживают труды известных историков и исследователей Севера В.В. Крестинина, С.В. Бахрушина, И.И. Лепехина, Ф.П. Литке, В.Ю. Визе, Н.Н. Зубова, М.И. Белова, А.П. Окладникова, А.А. Преображенского, В.А. Александрова, П.А. Колесникова, В.Н. Булатова, О.В. Овсянникова, С.В. Попова и др. Публиковались очерки краеведов С.А. Селезнева, А.И. Минкина, В.И. минкина, Н.В. Шульгина, архангельского историка Р.А. Ханталина, журналистов С.Н. Доморощенова, В.И. Дранникова и др. На многие факты опирались писатели С.В. Максимов, Б.В. Шергин, С.Н. Марков, К.С. Бадигин, В.В. Личутин, В.С. Маслов.
Результатом изучения архивных материалов, имеющихся публикаций явилась книга – «Российские колумбы: Мезенские полярные мореходы и землепроходцы XVI – начало ХХ века)», которую представляю читателям.
ГЛАВА I
МОРСКИЕ ЗВЕРИНЫЕ
ПРОМЫСЛЫ В АРКТИКЕ
НА НОВОЙ ЗЕМЛЕ И ШПИЦБЕРГЕНЕ
Жители прибрежных районов Белого и Баренцева морей – поморы издавна ходили для промыслов на Новую Землю и Шпицберген. Уже в XVI веке они имели на этих арктических островах постоянные становища, в которых нередко оставались на долгую зиму. Первые достоверные сведения о посещении поморами архипелага Новая Земля, называемого островом, относятся к началу XVI века. Так, в 1553 году англичане отправили свою знаменитую экспедицию для отыскания Северо-Восточного прохода в Китай под руководством известного английского мореплавателя Хью Уиллоуби. Во время этого путешествия 14 августа 1553 года англичане впервые увидели Новую Землю. Спущенный с судна бот из-за мелководья и большого количества льда не смог подойти к берегу, и англичане наблюдали Новую Землю со своих судов. «Место было необитаемо, – записал в своем дневнике руководитель экспедиции, – но нам показалось по крестам и другим признакам, что люди бывали здесь». По утверждению Уиллоуби, земля эта находилась на широте 72 градуса. Если Уиллоуби правильно определил широту, то англичане коснулись гусиной Земли – юго-западного выступа Новой Земли, уже давно посещаемой русскими.
В 1556 году для поисков северо-восточного прохода в Китай англичане направили новую экспедицию под руководством английского мореплавателя Стивена Барроу. По сообщению Барроу, 9 июня они вошли в устье реки Колы. «Пока мы стояли на этой реке, – пишет Барроу, – мы ежедневно видели, как по ней спускалось много рус-
Мезенские робинзоны
В 1748 году северные промыслы оказались в руках Петра Ивановича Шувалова. Архангельскую контору возглавил Вернизобер, при этом никого из русских груманландские промыслы не обогатили.
Основной китовый промысел в западных водах вели европейские страны, а русские поморы промышляли моржа, тюленя, белого медведя, северного леня и песца на восточном Шпицберогене. Кит здесь встречался редко, и у русских не было навыков китовой охоты. По документам, в 1739 году жители Мезени отправили в Архангельск 739 бочек топленого сала.
Промысел в полярных водах требовал большого мужества. Далеко не все плавания проходили удачно. Неувядаемой славой покрыли себя четверо мезенских промышленников, безвыездно проживших на студеном Шпицбергене 6 лет и 3 месяца (с 1643 по 1649 годы). Их подвиг был оценен, и не только в россии. О них были написаны книги. Рассказы Ле-Руа «Приключения четырех российских матросов, к острову шпицбергену бурею принесенных» выдержали ряд переизданий и переведены на многие языки. Зиновий Давыдов написал детскую книгу «Беруны». Неоднократно писал о поморах М.И. Белов. Сюжет лег в основу советского кинофильма «Океан – море струденое» (сценарий К. Бадигина и В. Кренса, режиссер – Ю. Егоров, в главной роли снялся Николай Крючков). Но лишь в конце ХХ столетия профессору М.И. Белову удалось установить настоящие имена смельчаков, получавших в каждой публикации разные звучания. Их звали Алексей и Хрисанф Инковы, Степан Шарапов и Федор Веригин. Упоминания о знаменитых земляках хранят документы Архангельского областного архива.
Вот что удалось подтвердить документально. Не по доброй воле, а после гибели судна, принадлежащего Еремею Окладникову, на столь долгий срок остались мезенцы на необитаемом острове. Они не пали духом и проявили исключительную волю к жизни. В экстремальных условиях, лишенные самого необходимого (оружия, инструмента, посуды, одежды и всего того, без чего, казалось бы, нормальный человек не мог бы прожить и несколько месяцев) они не только выстояли, но и не переставали заниматься делом, ради которого вышли в море, – промыслом. Рогатиной били белых медведей. Стрелой били дикого оленя. Самодельными ловушками ловили песца. Причем событие это, благодаря сочинению Ле-Руа взбудоражившее всю Европу, осталось почти незамеченным в самой Мезени, где подобные приключения были «за обычай».
В те же годы 12 мезенских поморов, потерпевших крушение своего коча, оказались на крохотном острове в баренцевом море. Большинство из них были уроженцами Лампожни. Спасло их голландское судно, доставившее мезенцев в амстердам, – этот случай описал известный историк С.М. Соловьев в своей многотомной «Истории России с древнейших времен».
А вот еще один случай: «Его высокографское сиятельство господин генерал фельтцейместер и разных орденов кавалер» граф Петр Иванович Шувалов направил из своей Архангелогородской промысловой конторы в 1759 году два судна на Грумант «для сальных и звериных моржевых промыслов».
Одно из двух судов принадлежало мезенцу Ивану Мелехову, другое – выгорецкому раскольнику Амосу Корнилову. Суда были раздавлены льдами, а работных людей в малых карбасах «замело бурею в дацкую землю Финмаркен на пустой остров». Оттуда 11 мезенцев и 4 человека с другого судна были «спасены, одеты, снабжены провиантом и судном», на котором все благополучно возвратились домой. За спасение людей и понесенные при этом расходы Ивану Мелехову и Амосу Корнилову пришлось переправить спасателям через ревельских купцов 217 рублей 52 копейки.
Но не все злоключения заканчивались благополучно. В 1790 году на новоземельских промыслах по неизвестной причине погибли две группы мезенских промышленников: пропали 18 человек из окладниковой слободки и 14 человек – из Кузнецовой.
«Потонули и померли в зимовье без отпевания», – сделал запись в церковной книге Кузнецовослободской церкви священник Иван Федоров.
Вторая запись гласит: «Погребены без надлежащего надгробного священнического отпевания, будучи на Новой Земле за промыслом оставшимися своими сотоварищами»; сделал ее в том же году священник Мезенского Богоявленского собора (см. Приложение № 3).
Мезень теряла своих мужиков не только в море. Петр гнал северян, в их числе и мезенцев, на строительство кораблей в Архангельск ии Санкт-Петербург. Многих согнали на строительство Двинской крепости, отправили на лапландские горные заводы, забрали в армию и флот. И везде людские потери были огромны. Более сотни лет после этих «призывов» поморский берег не мог прийти в себя. Проведенные переписи населения показали существенное преобладание женского населения над мужским. Характерна эта картина и для Мезени.
Об исключительном значении морских промыслов для жителей приморского города красноречиво говорит Именной список города мезени за 1791 год; приводим его полностью с сохранением орфографии. Итак:
«Именной Список города мезени жителям, упражняющимся в водоходстве на промышленных и купецких судах и самим судохозяевам, а кто оные, значит под сим:
Кормчие, имеющие отлучку на судах по морю к островам Новой Земли и прочим таковым же для промыслов звериных
- Авдей Протопопов
- Михайло Артемьев Ванюков
- Степан Иглин
- Андрей Иньков
- Никифор Панфилов
- Иван Серков
- Григорий Калинин
- Дмитрий Фокин
- Федор Мелехов
- Иван Политов
- Семен Никитин Еремин Отлучились в
При означенных кормчих зимовский путь
бывает судовые служители, до будущего
а по общему названию рядовые лета на судах
- Ивана Политова сын малолетний Иван
- Никифор Сыромятников
- Семен Баикин большой
- Степан Петров Коткин
- Панфил Ханзин
- Иван Алексеев Веригин малой
- Евтихей Барахматов
- Емельян Вараксин
- Ульян Окладников
- Иван Дементьев Фокин
- Василий Григорьев Панфилов
- Филимон Качков
- Алексей Федоров Наумов
- Михайло Окладников
- Иван Афонасьев Петелин
- Семен Фролов Шумов
- Никита Семенов Шумов
- Василей Терентьев
- Кеприян Казаков
- Николай Куренгин
- Матвей Данилов Коткин
- Федор Дмитриев Личутин
- Фадей сын его Личутин
- Николай Антипин
- Осип Минькин
- Иван Алексеев Жданов
- Павел Иньков
- Андрей Кошкин Кормчие в отлучке до
- Еким Кузиков нынешнего лета
На острове Колгуеве в больших карбасах:
- Кормчей Петр Куренгин
- При нем бывает в услужении сын Василий и ясашные самоеды на Канин Нос в посредственных некрытых карбасах в осеннее время случается
Кормчие:
- Федор Вараксин
- Иван Перфильев Личутин
- Петр Окладников
- Федор Антипин
- Трофим Клюев
При них бывают в услужении:
- Иван Вараксин
- Николай Левшев
- Андрей Личутин
- Иван Феоклистов Коткин
- Михайло
- Иван Антипины
- Яков Ружников
- Иван Барышников
- Никифор Ружников
- Михайло Куренгин
Не в отдаленном от города расстоянии для белужьего промысла в вешное время случается в корбасах
Кормчие:
- Алексей Окладников
- Семен Лукин Вараксин
- Василей Лукин
При них служители:
- Петр Вырубов
- Иван Никифоров Ханзин
- Петр Алексеев Чуркин
- Дмитрий Фомин Личутин
- Алексей Иванов Котькин
- Алексей Калинин
- Андрей Личутин
- Павел быков
На мореходных купеческих судах наймом в Архангельск и обратно
Кормчие:
- Иван Личутин
- Алексей Откупщиков
- Тимофей Бараков
- Семен Ушаков
- Василей Куренгин
- Федор Еремин
- Федор Рогачев
- Афанасий Мясников
При них бывают рядовыми служителями:
- Семен Афонасьев
- Семен Прокопьев Ваниковы
- Петр Шишев
- Андрей Мясников
- Илья Котькин
- Стахей Тихонов
- Василий Марков
- Матвей Личутин
- Петр Кошкин
- Алексей Олупкин
- Матвей
- Василий Фокины
- Федор Сопочкин
- Иван Еремин
- Артемий Лочехин
- Максим Личутин
- Елисей Иньков
Имеющие отлучку на небольших судах некрытых карбасах в вешнее время для рыбного промыслу самоуправители и служители:
- Федор Сергеев
- Иван Таранин
- Иван Мясников
- Дорофей
- Григорий Ханзины
- Иван Плахин
- Гаврило
- Алексей Шишевы
- Василий Ванюков
- Потап Дружинин
- Алексей Чуркин
- Петр Калинин
- Алексей Шишев
- Яков Калинин
- Дмитрий
- Петр Вараксины
- Яков Мелехов
- Алексей Антипин
- Иван Вараксин
- Евдоким Клобуков
- Фофан Вараксин
- Андрей Котькин
- Семен Баикин Малой
- Лука Окладников
- 107. Емельян Мясников
- Алексей Дедеулев
- Прокопий Яковлев Рогачев
- Евдоким Личутин
- Дмитрий Клобуков
- Прокопий
- Иван Личутины
- Еким
- Иван Куренгины
- Василий Рогачев
- Кондратий Терентьев
- Филип Лыбашев
- Дмитрий Иньков
- Николай Ушаков
- Василий
- Иван
- Емельян Иньковы
- Степан Олупкин
- Андрей Окладников
- Иван Ушаков
- Иван Корепанов
- Исак Ярцев
- Афанасий Привалов
- Алексей
- Козма
- Максим Рогачевы
- Андрей Галахтионов
- Емельян Шумов
- Алексей Шадрин
- Василий Челаков
- Яков Еремин
- Еким
- Михайло Барановы
- Филип Кузиков
- Иван Семенов Фокин
- Афанасий Панфилов
- Иван Еремин
- Дмитрий Попов
- Ефим Палехов
- Антон Гололобов
- Петр Шумов
- Арметий Олупкин
- Никифор Вараксин
- Емельян Личутин
- Василей Панагеин».
Этот внушительный перечень внесен в рапорт мезенского городничего Петлина. Рапорт был направлен в 1791 году правителю Архангельского наместничества генерал-поручику Ливену.
В другом списке названы имена «Мезенской окргуи крестьян», отлучившихся в том же 11791 году «для звериных сальных промыслов». Таковых названо тоже немало – 125 человек.
По свидетельству академика Ивана лепехина, в 1772 году на Мезени было 10 мореходных судов. Их имели:
купцы: Ефрем Ружников – 2
Василий Шестаков – 1
Федот Попов – 1
мещане: Михайло Личутин – 2
Алексей Откупщиков – 1
Вдова Андрея Шнярова – 1
Иван Митрохин – 1.
В 1784 году у жителей города было восемь судов, по одному у купцов Ивана Протопопова, Фомы Калинина, Алексея Откупщикова, Ивана Феклистова, Ивана Личутина, Ефрема Шадрина и Михаила Личутина.
Comments are closed