Робинзоны поморской закваски

Источник текста: История освоения Арктики. № 22 (536). 30 мая 2011 года

 

В 1766 году в Петербурге на французском языке вышла книжка о приключениях и мужестве русских моряков, занесенных бурей на Шпицберген (Грумант). Автор книги – ученый Пьер Луи Леруа, который с 1731 года жил в России – его пригласили быть учителем сына «переменщика» Бирона.

Книга Леруа вызвала большой интерес во всем мире, ее стали переводить на разные языки. На русском она появилась впервые в 1772 году и была озаглавлена так «Приключения четырех российских матросов, к острову Ост-Шпицбергену бурею принесенных, где они шесть лет и  три месяца прожили»…

В ЛЕДЯНОЙ ЗАПАДНЕ

Летом 1743 года купец из города Мезени Архангельской губернии Еремей Окладников снарядил промысловое судно и отправил четырнадцать человек на Грумант для ловли морского зверя. Промысел этот был весьма выгоден. На девятый день плавания ветер переменился, и вместо того чтобы достичь западной стороны архипелага, куда приставали корабли голландцев, англичан, шведов, судно оказалось неподалеку от одного из островов восточного Шпицбергена, известного у поморов под названием Малый Брун (или Эдж). Собственно же Шпицберген именовался поморами Большим Бруном.

В  трех верстах от берега корабль поморов попал в ледяную западню – его зажали льды. Так как зимовка на маленьком корабле представляла огромную опасность, решили осмотреть близлежащее побережье, чтобы затем перебраться туда. Кто-то вспомнил, что мезенские жители давно еще привезли на этот остров лес и построили где-то здесь хижину. Для ее поиска послали на остров четырех разведчиков – Алексея Химкова 47 лет, его крестника Ивана Химкова 23 лет, матроса Степана Шарапова 35 лет и матроса Федора Веригина 30 лет.

До берега было около четырех верст. Каждый шаг грозил гибелью. Приходилось пробираться через ледяные торосы – нагромождение вздыбленных льдин, через предательски припорошенные снегом провалы и трещины. В дорогу взяли лишь самое необходимое: очень немного продовольствия, ружье, рожок с порохом на 12 зарядов и столько же пуль, топор, маленький котел, 20 фунтов муки в мешке, огнянку (жаровню), кусок трута и огниво, нож, пузырь, набитый курительным табаком, да деревянные трубки для каждого.

ОСТРОВ НЕВЕЗЕНИЯ

Добравшись до острова, моряки вскоре обнаружили хижину, расположенную верстах в двух от берега. Это был бревенчатый дом длиной около шести саженей, шириной и высотой по три сажени. Имелись сени шириной сажени в две. В горнице находилась глинобитная русская печь без трубы (курная  изба). В те времена крестьяне России строили большей частью свои жилища таким образом. От времени и ненастной погоды изба немного повредилась.

Матросы несказанно обрадовались, найдя это пристанище. Дрожа от холода, кое-как провели здесь ночь, а утром поспешили на берег моря, чтобы поделиться с товарищами известием о своей удаче, чтобы всем вместе перенести с корабля на остров продовольствие, оружие, снаряжение.

Каков же был их ужас, когда, выйдя на берег, на то самое место, где вчера высадились, они не увидели своего корабля! Перед ними было совершенно чистое ото льда море. Ураганный ветер, свирепствовавший всю ночь разбросал ледяные торосы. Жестокая буря либо разбила корабль, либо вместе с льдиной, которая его сковала, унесла в открытое море. Больше они уже никогда не видели своих товарищей.

ЭКЗАМЕН НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Так на далеком пустынном берегу необитаемого острова началась полярная одиссея четырех русских поморов.

С исчезновением судна шансов покинуть этот гостеприимный остров – холодный и унылый – практически не оставалось. Люди вынуждены были готовиться к зимовке. Необходимо было как-то утеплить избу, залатать многочисленные щели. К счастью, был топор, а на острове в изобилии рос мох. На берегу нашли немало выброшенных  волнами деревянных обломков судов, потерпевших кораблекрушение. Иногда попадались целые вырванные с корнями деревья, неизвестно откуда занесенные на остров.

Однажды кто-то из матросов нашел доску с вбитыми в нее гвоздями и толстым железным крюком. Это оказалось очень кстати. Пороха уже не было. Мясо убитых оленей подходило к концу. Людям угрожала голодная смерть. Решили сделать рогатины, чтобы охотиться и обороняться от белых медведей, которые становились все назойливее и наглее.

Чтобы отковать наконечники для рогатин и стрел, нужен был молот. В железном крюке, который нашли вместе с доской, было на конце отверстие, его увеличили, вбили в него рукоятку и самый толстый гвоздь. Получился молот. Наковальней служил большой булыжник. Клещи соорудили из двух оленьих рогов. С помощью этих примитивных орудий отковали два больших железных наконечника. Потом отшлифовали и наточили их на камнях. Рогатины получились крепкие, надежные, с их помощью можно было отражать атаки белых медведей.

Мясо медведей, оленей, песцов спасало людей от голодной смерти. Звериные шкуры – от полярной стужи. Необычайно крепкие медвежьи сухожилия использовали как тетиву для лука, ими же сшивали одежды из шкур.

Перед началом первой зимовки на острове промышленники обеспечили себя многими оленьими и песцовыми шкурами, которые служили им вместо постелей и одеял. Однако люди испытывали острый недостаток в одежде и обуви. Пришлось учиться выделывать кожу и меха. Для шитья сапог, башмаков и платья выковали из железа шила и иглы, а вместо ниток пустили в дело жилы медведей и оленей. Так постепенно поморы одели cебя с ног до головы.

ПЕРВАЯ УТРАТА

Страшной угрозой надвинулась цинга (скорбут). Алексей Химков, который раньше зимовал на берегу восточного Шпицбергена, велел своим товарищам жевать кохлеарию, или ложечную траву, которая часто встречалась на острове, пить еще теплую оленью кровь, вытекавшую из убитого животного, советовал как можно больше двигаться.

Раньше всех заболел цингой матрос Федор Веригин – не смог преодолеть в себе отвращение к оленьей крови. К тому же он от природы был слишком неподвижен, медлителен… Болезнь прогрессировала. Жестоко страдая, Федор слабел с каждым днем. Потом уже не мог ни подняться с постели, ни даже поднести руку ко рту. Товарищи кормили его, как малого ребенка. Веригин умер зимой 1748 года. Эту смерть тяжело переживали все. К счастью, она была единственной за шесть лет пребывания поморов на острове.

СПАСЕНИЕ ИЗ НЕВОЛЬНОГО ПЛЕНА

Шесть раз зима сменялась летом, шесть раз долгая полярная ночь медленно таяла и гнетущий мрак исчезал на несколько месяцев, а никаких кораблей все не было видно на горизонте; надежды на спасение медленно угасали. И вот тогда, когда груманланы уже больше не надеялись увидеть родную землю и своих близких, через 75 месяцев невольного плена на Шпицбергене, он заметили плывущий корабль.

Судно, как потом выяснилось, принадлежало известному мореходу и исследователю Шпицбергена помору-промышленнику Амосу Корнилову. Он пятнадцать раз плавал  сюда и несколько раз зимовал здесь. Судно шло из Архангельска. К счастью для наших островитян, ветер пригнал корабль не к западному, а к восточному Шпицбергену, к острову Малый Брун, к тому же месту, где они сами высадились. На острове разожгли костры, разжигали рогатинами и шкурами. Очень волновались: вдруг не увидят и пройдут мимо. На корабле заметили сильный огонь: кормщик изменил курс и судно, несмотря на опасные подводные камни, подошло к берегу. Это произошло ___ августа 1749 года.

Нет необходимости описывать радость людей, освобожденных от тяжкого шестилетнего плена. Они упросили капитана взять их на службу матросами. А за доставку имущества обещали по возвращении на родину уплатить восемьдесят рублей. Потом погрузили на судно пятьсот пудов оленьего дира, да оленьих шкур, больше _____сот шкурок белых и голубых песцов, медвежьи шкуры. Не забыли взять свои стрелы, рогатины, свой топор и сильно _____ный нож, самодельные иглы, ремни – словом все, что у них было и чем они успели обзавестись.

28 сентября 1749 года корабль со спасенными поморами прибыл в Архангельск.

 

* * *

Историей русских моряков, проведших шесть с лишним лет на необитаемом северном острове, заинтересовались профессора Российской академии наук. Алексея и Ивана Химковых даже вызывали в Петербург. Комиссия уточнила местоположение острова. ______ твердо установлено, что поморы находились на Шпицбергене, а не на Медвежьих островах. Это убедительно доказывали отмеченные ими даты первого появления солнца после полярной ночи и его  исчезновения, полярный день закончился. Последующие экспедиции подтвердили точность рассказанного поморами. Они даже нашли избу, второй они жили.

Эта удивительная история – еще одно доказательство необычайного мужества русских людей, которые осваивали в те далекие времена суровый Север.

При подготовке истории были использованы материалы книги П. Леруа «Приключения четырех российских матросов к острову Ост-Шпицбергену бурею принесенных, где они шесть лет и три месяца прожили».

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ…

25 (14) мая 1764 года был подписан указ о снаряжении первой высокоширотной полярной экспедиции под руководством В.Я. Чичагова. Косвенное отношение к этому имел и выдающийся ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов.

В 1763 году появился его известный труд «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». В нем говорилось, что «Северный океан есть пространное поле, где усугубиться может Российская слава, соединенная с беспримерною пользою через изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку». В проекте освоения этого Морского пути, переданном ученым на рассмотрение Морской российских флотов комиссии, он утверждал, что лучше начинать плавание к Беренгову проливу от Груманта, причем через Северный полюс как промежуточную точку на пути через весь Ледовитый океан. По предложению Ломоносова и была организована полярная экспедиция, которой довелось стать первой научной экспедицией на Шпицберген.

Незадолго до смерти, последовавший 4 апреля 1765 года, Ломоносов написал «Примерную инструкцию для участников предстоящей полярной экспедиции». Это была научно обоснованная программа _____ географического исследования полярных морей. В архиве сохранился подлинный список имен, составленный лично М.В. Ломоносовым в 1764 году для набора в экспедицию Чичагова «способнейших к оному мореплаванию». Среди них значится имя Алексея (Химкова) – героя-кормщика, участника шестилетней зимовки на Шпицбергене…

Comments are closed