ИСТОЧНИК:
АРХЕОЛОГИЯ АРКТИКИ: Тезисы докладов II Международной конференции. Салехард, 2022. Издательство: Федеральное государственное унитарное предприятие “Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр “Наука” (Москва). С. 132-133.
Державин В.Л.
Институт археологии РАН, г. Москва
derzh@yandex.ru
ПОМОРСКОЕ СТАНОВИЩЕ НА ОСТРОВЕ МЕДВЕЖЬЕМ
На одном становище острова Медвежий, расположенном в Баренцевом море, стоит двухметровый железный крест, к которому раньше крепилась табличка с надписью на трех языках (французском, английском и русском): «Принадлежность России. Крейсер «Светлана». Капитан Абаза. 12 июня 1899 г.». В Москве в Архиве внешней политики Российской империи удалось отыскать документы, проливавшие свет на происхождение этой надписи.
Археологические и документальные источники подтвердили наличие на северном побережье острова Медвежьего поморского памятника, где командир крейсера капитан А.М. Абаза водрузил российский флаг и установил двухметровый железный крест с надписью о принадлежности его России.
Что касается командира «Светланы» капитана А.М. Абазы, то, вероятно, он стал первым нашим соотечественником, который предпринял поиски, правда, поверхностные, археологических памятников, оставленных поморами в столь высоких широтах, преследуя при этом не научные, а политические задачи.
В 2015 г. Шпицбергенская экспедиция снова посетила остров, где работали норвежские археологи, исследуя это поморское становище. Во время раскопок они обнаружили медную иконку образа Богородицы Всех Скорбящих Радость и медный крест-тельник, который по классификации Э.П. Винокуровой относится к типу V, датируемому XVII–XIX вв. Обе находки хорошо известны среди предметов медного литья старообрядческой Даниловой пустыни.
По документальным источникам можно предположить, что памятник принадлежал помору-старообрядцу Амосу Корнилову (1701–1780), имевшему становища на Шпицбергене, Медвежьем и Новой Земле. Он также известен тем, что его судно в 1849 г. спасло и вывезло на материк трех выживших (из четырех) мезенских промышленников, проживших вынужденно на острове Эдж шесть лет. Кроме того, он был хорошо знаком с М.В. Ломоносовым, которому давал практические советы в вопросах организации экспедиции В.Я. Чичагова на Шпицберген (1764–1766 гг.).
Derzhavin V.L.
Institute of Archeology RAS, Moscow
POMOR ENCAMPMENT ON MEDVEZHY ISLAND
At one of the encampments on Medvezhy Island in the Barents Sea, there is a two-meter high iron cross, which formerly had an attached tablet with inscription in three languages (French, English and Russian): «Territory of Russia. Cruiser 133 “Svetlana” Captain Abaza. June 12, 1899». We managed to find in the Russian Empire foreign policy archives in Moscow some documents that shed light on the origins of that inscription.
The archaeological and documentary sources confirmed the erection of a monument on the northern coast of Medvezhy Island, where the commanding officer of the cruiser, Captain A.M. Abaza planted the Russian flag and installed a two-meter iron cross with an inscription claiming the island’s affiliation with Russia.
The commander of «Svetlana», Captain A.M. Abaza, was probably the first of our compatriots who attempted a search, albeit superficial, for archaeological sites left by the Pomors in the high latitudes, even though his objectives were not academic, but rather political.
In 2015, the Spitsbergen expedition revisited the island, where the Norwegian archaeologists were engaged in studying this Pomor encampment. During the excavations they found a copper icon with the image of Joy of All Who Sorrow Mother of God and a copper pendant cross, which, according to E.P. Vinokurova’s classification belonged to type V and was dated as the 17th–19th centuries. Both finds have been well known from the collections of the copper cast items of the Old Believers Danilovo monastery.
From the documentary sources, we may assume that the site belonged to an Old Believer Pomor Amos Kornilov (1701–1780), who had encampments on Spitsbergen, Medvezhy Island, and Novaya Zemlya. He was also known for the fact that in 1849 his ship rescued and brought to the mainland three (out of four) surviving Mezen industrialists who had been forced to stay on Edge Island for six years. In addition, he was well acquainted with M.V. Lomonosov, to whom he gave practical advice on the organization of V.Ya. Chichagov’s expedition to Spitsbergen (1764–1766).
Comments are closed